игры (41)Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 комбинированного вида» города Пикалёво

v  Карта сайта

v  Главная

Психологическая готовность ребёнка к школе.

 На вопрос, адресованный родителям: «Готов ли ваш ребенок к школе?» многие родители с достоинством отвечают: «Конечно! Он прекрасно считает до 100, умеет писать и читает большие тексты!». Между тем, психологическая готовность ребёнка к школе – более многогранное понятие, нежели просто умение читать, писать и считать. 

Остановимся на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотрим, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе. 

1. Социально-психологическая готовность к школе: 

·         Наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний.

·         Наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.


Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп. Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями). 

В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника. В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание. 

2. Интеллектуальная готовность: 

·         Развитие образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями.

·         Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.

·         Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.


В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка). 

Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга. Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении. 

3. Психофизиологическая готовность: 

·         Развитие мелких мышц руки: ребёнок уверенно владеет ножницами и    карандашом.

·         Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа. Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.


 Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное. 

Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т.е. какова причина школьной незрелости? 

Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем. 

Причинами школьной незрелости могут быть:
 

·         Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)

·         Недостатки соматического развития ребенка. Болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка)

·         Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)

·         Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение, а также сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно).

Не забывайте о том, что дети должны много и с интересом играть. Недоигравший первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре: «хочу – делаю, хочу - нет». 

Рекомендации родителям: 

·         Развивайте память и внимание ребенка: учите вместе с ним стихотворения, песни, пересказывайте сказки, практикуйте игры «Что исчезло/появилось?», «Что изменилось?», «Найди отличия», «Да и нет не говори» и т.п.

·         Развивайте воображение ребенка: игры «Дорисуй», «Закончи сказку», предложите ему импровизированную карту с изображением «клада» – например, карту квартиры. Пусть он найдет указанный на карте клад.

·         Развивайте логическое мышление ребенка: игры и задания на классификацию предметов и явлений на основе определенных признаков; игры «Что будет потом?», «Разложи картинки по порядку», «Что лишнее?»

·         Развивайте у ребенка коммуникативные навыки: предоставляйте ему возможность общаться с разными людьми. Пусть ребенок сам устанавливает контакты, не надо его подталкивать или частично брать на себя его функции, «помогая» ему знакомиться. Если у Вас домашний ребенок, старайтесь чаще выбираться в места скопления народа, чтобы приучать его к коллективу.

·         Нужно формировать у ребенка мотивацию к обучению: объясняйте, зачем дети ходят в школу, об ответственности к учебе, что интересного он узнает, чему научится. Можно рассказать малышу свои школьные воспоминания (только положительные). Предоставьте ему больше самостоятельности в действиях. Если раньше Вы хвалили его за каждый шаг, то теперь хвалите только за готовый результат. Не пугая ребенка, объясните, что в школе его не будут хвалить за каждую мелочь, у него будут задания, которые надо будет выполнить. В то же время, настройте его на успех и дайте понять, что Вы в него верите. Ребенок не должен ни занижать свои способности, ни ставить себя выше других – и то, и другое создаст ему проблемы при обучении в школе.

·         Нужно развивать у ребенка самоконтроль и волевые навыки: помочь в этом может игра по правилам – та, где надо дожидаться своего хода, выполнять все правила и решать возникающие проблемы. Это могут быть игры с кубиком и фишками, домино, шашки и др. Такие игры не только научат ребенка выдержке, но и помогут ему научиться достойно проигрывать.

·         Заранее нужно подготовить ребенка к смене деятельности. Пусть он то сидит за столом, то играет в подвижные игры. Даже в психологическом плане ребенку будет проще высидеть урок, если он будет знать, что сможет побегать на перемене.

 

 

 

 

 

 

SDC17590.JPG

SDC17708.JPG

SDC17709.JPG

SDC17710.JPG

SDC17682.JPG

SDC17680.JPG

SDC17714.JPG

SDC17717.JPG

SDC17718.JPG

SDC17703.JPG

 

SDC17719.JPG