игры (41)Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 комбинированного вида» города Пикалёво

v  Карта сайта

v  Главная

                       СЛУШАНИЕ  МУЗЫКИ  В  ДЕТСКОМ  САДУ.

     Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – условие для формирования целостной личности. Правильно осуществляемое музыкальное развитие всегда связано с совершенствованием многих качеств и свойств ребенка.

     Если дети воспитываются в духе отзывчивости на все прекрасное в жизни, если они получают разнообразные впечатления, занимаются различными видами музыкальной деятельности, то и их специальные способности к музыке развиваются плодотворно и успешно.

     Первым звеном в системе музыкального воспитания, по мнению известного педагога – музыканта Н.А.Метлова, является слушание музыки. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, мыслей, настроений. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса.

     Музыка напевного характера вроде колыбельных улучшает качество пения: дети начинают петь более протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой. Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее.

     Из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания: мелодия лишена непосредственной видимости, как в живописи, лишена она и конкретности, как в литературе.

     Музыка бывает вокальной и инструментальной. Вокальная (песня, романс, ария) предназначена для человеческого голоса и может быть с инструментальным сопровождением и без него. Инструментальная музыка исполняется одним или несколькими инструментами.

     Музыкальные произведения для детей должны быть художественными, мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой. Кроме того, они должны передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям. Объем детского внимания невелик. Поэтому для слушания мы подбираем небольшие по объему произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, ясной формой, негромкой силой  звучания ( «На прогулке», «Капризуля» ,муз. В.Волкова; «Детский альбом» П.Чайковского; «Карнавал животных» К. Сен-Санса и т.п.).

     Отобрав произведения для прослушивания, мы приступаем к очень ответственному и трудному этапу – подготовке к восприятию, вызыванию эмоционального  отклика. Не каждому ребенку доступен смысл прослушиваемого произведения в силу недостаточного жизненного опыта. Этому способствует вступительное слово, где я даю короткие пояснения, если таковые необходимы: мы говорим о том, что есть разные страны, а в них – своя музыка перед слушанием «Неаполитанской песни», «Баркаролы» П.Чайковского; о сказочных персонажах Норвежских пещер –гномах и троллях- перед слушанием фрагмента из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт» («В пещере горного короля») и т.д. В таких беседах дети  обогащают не только свои музыкальные впечатления, но и расширяют кругозор, запас знаний, а также словарный запас.

      После прослушивания произведения считаю очень важным  учитывать непосредственные впечатления детей, их реакцию на музыку. Оценка детьми прослушанной музыки часто бывает краткой, односложной, хотя, как правило, они верно определяют характер музыки. Для более точного определения характера музыки вместе с детьми ищем различные слова (веселая – радостная, игривая, озорная, солнечная и т.п.), поощряем назвавших редкое слово- определение ( скачущая, неторопливая, победная). При последующих  прослушиваниях  музыкального произведения  дети его запоминают, узнают, и ,что радует больше всего, просят повторить.

     Дать знания детям, развить  их навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию.

     Систематическое слушание хорошо подобранных, доступных  детям  музыкальных произведений не только на музыкальных занятия в ДОУ, но и в семье, совместно с родителями, сестрами и братьями, принесет большую пользу. Дети полюбят музыку, у них  разовьется музыкальный слух, появится потребность слушать музыку, наслаждаться ею, сформируется музыкальная и, как следствие, общая культура. (Примерный музыкальный репертуар для слушания во всех возрастных группах вы можете найти  в Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой).

 

Используемая литература: «Музыка- детям», Метлов Н.А, изд. «Просвещение»;  «Слушаем музыку», О.П. Радынова, М., «Просвещение»; «Музыкальное развитие ребенка», Н.А. Ветлугина, М., «Просвещение».