Готовимся к чтению                                            

        

 

 

Очень часто родители с гордостью говорят, что их ребенок в 2 года знает все буквы. Необходимо помнить, что знание букв - необходимое, но не достаточное условие обучения чтению.

Прежде всего, надо научить ребенка различать на слух звуки, слова с заданным звуком. Только после этого стоит учить буквы.

Сами буквы следует называть также как и звук, который они обозначают: [р], [н], а не эр или нэ. В противном случае ребенок может так и научиться читать: эм-а-кэ.

62240-lekarstvo-ot-alkogolizma-v-apteki.jpg         Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, нужно помнить:

Ø Наша речь состоит из предложений.

Ø Предложение - это законченная мысль.

Ø Предложения состоят из слов.

Ø Слова состоят из звуков.

Ø Звук-это то, что слышим и произносим.

Ø Буква-это то, что мы видим и пишем.

Ø Звук на письме обозначается буквой.

Ø Звуки бывают гласные и согласные.

Ø Гласные звуки - это звуки, которые можно петь голосом (выше, ниже), при этом воздух, выходящий из полости рта, не встречает преграды.

Ø В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [ы], [э], [и].

Ø На схемах гласные звуки обозначаются красным  цветом.

Ø Букв, обозначающих гласные звуки 10 : «а», «о», «у», «ы», «э», «и», «я», «ё», «е», «ю».

Ø Шесть букв: «а», «о», «у», «э», «ы», «и» - соответствуют звукам.

Ø Четыре : «я», «е», «ё», «ю»- йотированные гласные, т.е. обозначают два звука («я»- [й], [а]; «ё» - [й], [о]; «е» - [й], [э]; «ю» - [й], [у]) в следующих случаях: в начале слова (ящик, елка); после гласного звука (маятник); после мягкого и твердого знака (ладья, объем). В остальных случаях эти буквы обозначают мягкость впереди стоящего согласного и гласный звук : «я»- [а], «е»-[э], «ё»- [о], «ю»- [у] (мяч,пень).

Ø Согласные звуки – это звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий из полости рта при их произнесении, встречает преграду.

Ø Звонкость и глухость согласных определяются по работе голосовых складок и проверяются рукой, положенной на горлышко.

Ø Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, т.е. горлышко не дрожит) : [к], [п], [т], [с], [ф], [х],[ц], [ч],[ш],[щ].

Ø Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, т.е. горлышко дрожит) : [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [л], [м], [н], [р].

Ø Твердость и мягкость согласных звуков определяется на слух.

Ø Согласные звуки : [б], [в], [г], [д],[з], [к], [л], [м], [н], [р], [п], [с], [ф],[х], [т ] могут быть твердыми (если после них стоят гласные звуки : [а], [о], [у], [э], [ы])  и мягкими ( если после них стоят звуки: [я], [е], [ё], [ю], [и]).

Ø Всегда твердые согласные : [ш], [ж], [ц].

Ø Всегда мягкие согласные : [ч], [щ], [й].

Ø Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Ø Мягкие согласные звуки обозначаются на схемах зеленым цветом.

Ø Подбирая для игр речевой материал помните, что для дошкольников лучше брать слова, написание которых не расходится с произношением.

При помощи символов звуков, дети после обучения, даже не зная букв, могут выкладывать слова.

     Например, слово « мир» будет выглядеть вот так:

 

 

Уважаемый взрослые, надеюсь, что данный материал окажется для Вас полезным! Удачи Вам в Ваших занятиях с детьми!

ч.jpg
д..png
 


а.pngи.jpgу.png