игры (41)Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 комбинированного вида» города Пикалёво

v  Карта сайта

v  Главная

Значение музыкального воспитания в системе современного образования.

 

«Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.

   Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

Дошкольный период детства по ФГОС является первой ступенью образования. В этот возрастной период активно развивается музыкальная восприимчивость. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Музыкальное искусство должно являться стержнем современного дошкольного образовательного процесса, так как именно музыка наиболее плодотворно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности ребенка, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшей успешности в обучении, развитии, социализации. Музыка обладает безграничными возможностями интеграции с другими искусствами и науками. Специально отобранный, адаптированный музыкально-художественный материал способен обогатить содержание любого вида учебно-воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, обеспечить развитие интеллектуальной, физической, художественно-творческой, трудовой, психологически-эмоциональной, социально-коммуникативной активности детей. В результате обогащения музыкально-эстетическим компонентом содержания всех видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении формируется особая единая музыкально-эстетическая среда.

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность - одна из центральных составляющих эстетического воспитания - играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется специфичностью музыки как вида искусства, с одной стороны, и своеобразием детского возраста - с другой.

Музыка обладает особой силой воздействия на человека, и поэтому она одно из лучших, очень сильных средств воспитания ребенка. Ребенок проживает музыку, как он мог бы проживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой – это реальное средство получения положительного жизненного опыта. Именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства, эмоции. Яркие музыкальные произведения, выражающие мир мыслей и глубоких чувств человека, способны вызвать эмоциональный отклик, оказывая влияние на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.

Люди индивидуально проявляют интерес и увлечение музыкой, предпочитают какой-либо музыкальный жанр, любимого композитора, особому произведению, имея конкретный опыт слушания. Как дети учатся читать, писать, считать, рисовать, так же нужно учиться слушать,  узнавать, оценивать музыку, отмечая динамичное развитие образов, смешение и борьбу контрастных тем, их разрешение. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка - могучее средство самовоспитания… В эстетическом воспитании вообще и в музыкальном в особенности важны психологические установки, которыми воспитатель руководствуется, приобщая детей к миру прекрасного… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», - писал о музыке В.А. Сухомлинский.

Музыка совершенствует сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на человека: заставляет мечтать и грустить, радоваться и страдать, думать, анализировать, учит ориентироваться в окружающем мире, в людях, в их взаимоотношениях. Она может увести в мир мечтаний, может оказать положительное воспитательное воздействие в тех случаях, когда все другие средства не помогают.

Музыкальное искусство влияет на человека с момента его рождения и занимает огромное  место в его общекультурном развитии. Музыка тесно связана с эмоциональной натурой ребенка. Под её влиянием развивается художественное восприятие, ярче становятся переживания. Поэтому, занимаясь воспитанием всесторонне развитых людей – совершенных физически, с богатым духовным внутренним миром, нельзя не уделять особого внимания музыкально-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

 

                                                                                                  Кулешова Т.А. музыкальный руководитель                    МБДОУ «детский сад №7 кв» г.Пикалёво