игры (41)Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 комбинированного вида» города Пикалёво

v  Карта сайта

v  Главная

Адаптация детей к условиям ДОУ

 

Опыт работы по теме «Адаптация детей к условиям ДОУ» является актуальным и представляет для педагогов практический интерес. Так как учет специфики адаптационного периода помогает не только найти правильный подход к ребенку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе.

Цель педагогического опыта: организация постепенного перехода ребенка из семьи в ДОУ, обеспечение оптимального течения периода адаптации.

Основными задачами воспитания являются:

1)                  облегчение периода адаптации детей к условиям дошкольного учреждения, создание условий для охраны и укрепления их здоровья;

2)                 формирование у детей навыков здорового образа жизни, содействие их полноценному физическому развитию;

3)                 закладывание основ будущей личности.

Работа по адаптации детей к условиям ДОУ основывается на следующих принципах:

·                    в центре внимания находятся дети с их индивидуальными особенностями, разными способностями и уровнем развития;

·                    создание эмоционально благоприятного микроклимата в группе;

·                    организация комфортной предметно-развивающей среды;

·                    использование вариативной и гибкой системы постепенного введения детей в новые условия жизни;

·                    установление партнерских отношений с семьями воспитанников на основе педагогического диалога;

·                    четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов;

·                    формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок»;

·                    комплексный подход к решению проблемы адаптации, включающий мероприятия по адаптации ребенка и родителей к детскому саду, а также работников детского сада к ребенку и его семье.

Опираясь на предшествующий опыт и на рекомендации, данные в педагогической литературе, работа по адаптации детей строится следующим образом.

Специфика периода адаптации рассматривается с научной точки зрения и с позиции комплексного исследования, проведенного учеными разных стран мира.

Выстраивая личностно-ориентированную линию поведения с каждым ребенком, организуется интересная и  содержательная жизнь детей в детском саду. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, обеспечивается решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряется и облегчается протекание адаптационного процесса.

Установление эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю происходит на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Создание в группе атмосферы тепла, уюта и благожелательности формируют у детей положительную установку, желание идти в детский сад.

С самого начала на первый план выступает тесное взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников на основе «открытости» по всем вопросам развития и воспитания детей. В связи с этим используются различные формы работы с родителями. Они направлены на выработку наиболее целесообразных методов и единого стиля воспитания малышей в детском саду  и дома.

Опыт работы показывает, что наиболее эффективными, дающими высокие результаты являются:

·                    организация предварительной работы с родителями по подготовке детей к детскому саду;

·                    постепенный прием детей в соответствии с графиком;

·                    создание эмоционально комфортной обстановки в группе;

·                    осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в период привыкания на основе наблюдений;

·                    проведение ступенчатой системы периода адаптации;

·                    индивидуальное консультирование и педагогическая поддержка родителей.

В ходе адаптационного периода выявились некоторые трудности. Такие, как педагогическая неопытность молодых родителей, небольшой подготовительный период, недостаточная подготовленность детей к поступлению в детский сад, различные требования и стиль взаимодействия ребенка и взрослых дома и в детском саду.

Несмотря на это, все делалось для того, чтобы каждый ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. О чем свидетельствует анализ периода адаптации детей к условиям ДОУ.

Адаптация ребенка к детскому саду – это, прежде всего, адаптация семьи.  Построение взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом ДОУ на основе взаимоуважения и взаимопомощи позволило успешно решать проблемы по мере их возникновения. Опыт работы показал, если родители доверяют педагогам, то адаптация ребенка проходит быстрее и легче.

Вывод.

Успешность адаптации детей зависит от мастерства воспитателя. Он должен работать так, чтобы детям было интересно с ним;  руководить действиями родителей умно и тактично, чтобы они понимали, что воспитатель – союзник, что конечные цели у всех едины. В таких условиях неизменно рождается союз единомышленников, от чего выигрывает и ребенок, и сами взрослые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация адаптационного периода 

в режимных моментах

 

 

 

 

Утро

*    Утренний прием

*    Самостоятельные игры детей с игрушками и сенсорными материалами

*    Зарядка с использованием оздоровительных технологий

*    Игры с элементами фольклора

*    Формирование культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры, прием пищи)

*    Завтрак

*    Игры-занятия в группе

*    Дидактические и развивающие игры

*    Игровые ситуации, общение

*    Подготовка к прогулке

 

 

 

День

*    Прогулка

*    Подвижные игры

*    Игры с песком и выносным материалом

*    Закаливание: воздушные и солнечные ванны

*    Наблюдения

*    Развлечения

*    Формирование культурно-гигиенических навыков

*    Подготовка к обеду

*    Обед

*    Подготовка ко сну

*    Дневной сон

 

 

 

Вечер

*    Постепенный подъем

*    Гимнастика после сна

*    Оздоровительные мероприятия

*    Формирование элементарных навыков самообслуживания

*    Привитие культурно-гигиенических навыков

*    Игры с воспитателем

*    Самостоятельная игровая деятельность

*    Подготовка к прогулке

*    Прогулка

*    Уход детей домой

 

Организация совместной деятельности с педагогами

в адаптационный период

 

*              Формирование культурно-гигиенических навыков и культуры поведения.

 

*              Упражнения в основных движениях.

 

*              Пальчиковые игры.

 

*              Звуковая культура речи.

 

*              Активизация словаря.

 

*              Чтение детской художественной литературы.

 

*              Заучивание потешек и детских стихов.

 

*              Ознакомление с окружающим.

 

*              Рассматривание картин, игрушек.

 

*              Обучение игровым действиям.

 

*              Дидактические игры.

 

*              Социально-нравственное воспитание.

 

*              Разговоры и  беседы.

 

*              Общение.

 

*              Ситуации.

 

Организация самостоятельной деятельности детей

в адаптационный период

 

*              Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности.

 

*              Игровые действия с игрушкой по предварительному показу воспитателя.

 

*              Игры с двигательными игрушками.

 

*              Игры с сенсорными материалами.

 

*              Развивающие игры.

 

*              Самостоятельное рассматривание книг и иллюстративного материала.

 

*              Разговоры по «телефону».

 

*              Рассматривание  семейных альбомов.